Освоение фонетической системы родного языка заканчивается к 4-5 годам. Однако не все дошкольники могут самостоятельно освоить произношение отдельных звуков, а взрослые не всегда улавливают на слух дефекты речи своего ребенка (например, горловое произношение сонорных звуков л или р; боковое и межзубное произношение свистящих с, з, ц и шипящих ш, ж, щ, ч). Чаще всего, родители не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся. Это глубоко ошибочное мнение! Если к пятилетнему возрасту ребенок дефектно произносит звуки, то в дальнейшем дефект будет только закрепляться и займет больше времени и усилий ребенка при переучивании. Как говорится, легче научить, чем потом переучивать. Ребенку нужно умело и вовремя помочь, не ограничиваться требованиями говорить лучше и критическими замечаниями. Дефекты звукопроизношения могут быть выражены в разной степени. В одних случаях требуется помощь логопеда, в других достаточно индивидуальных занятий с родителями. В любом случае, участие в этой работе родителей обязательно. Для успеха работы необходимо вызвать интерес ребенка к занятиям. Для этого используются игры, рисование, упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, т.е. тех психических процессов, без которых невозможно полноценное развитие речи. Смена разных заданий и упражнений позволяет избежать быстрой утомляемости. При необходимости - при нарушениях тонуса мышц речевого аппарата - проводится логопедический массаж, а также массаж логопедическими зондами артикуляционного аппарата. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия родителей в этой непростой работе. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми! |